1 2 3 4 5

20.2.20

«Я ЛУЧШЕ ВСЕХ, Я МОГУ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО Я ХОЧУ, ЕСЛИ ЛЮДИ ПРИШЛИ СМОТРЕТЬ, ТО ТОЛЬКО НА МЕНЯ»: ИНТЕРВЬЮ С ХОРЕОГРАФОМ И ВОСПИТАТЕЛЕМ АНЖЕЛОЙ КАРПУСЬ

У каждого в жизни бывают периоды, когда хочется все бросить, больше ничего не делать ради своей цели, сложить руки и оставить все как есть. Путь к успеху является достаточно сложным, но только настойчивым хватает сил не сдаваться и своим собственным примером показать, что нужно идти к своей мечте и она обязательно сбудется. История педагога, воспитателя, хореографа и активиста Анжелы Карпусь вдохновляет нас не стоять на месте, а двигаться вперед и развиваться. В этом материале мы расскажем о человеке у которого есть чему поучиться.
- Вы преподаете уроки хореографии. Как к этому пришли, ведь у вас другое образование?
- Все идет из юности. Мы же все ходим на кружки, а это что-то дает нам в дальнейшем. В детстве я занималась хореографией. Целых двенадцать лет посвятила танцам, которые остались в моей жизни навсегда. Также я занималась футболом. Был период, когда я выступала за женскую сборную команду в г.Мариуполь. И несколько лет я посвятила этому виду спорта. А потом стало трудно совмещать школу, футбол и танцы. Поэтому пришлось выбирать, и я остановилась на хореографии. Все-таки это дело моей жизни, которым я занималась с 6 до 18 лет. А после окончания школы танцевала, работая в аниматорской группе. Позже, когда поступила в университет, с хореографией пришлось завязать. Филология забирала много времени и акценты были сделаны на изучении языков.
- Почему вы выбрали именно филологический факультет Бердянского государственного педагогического университета?
- Языкознание – это то, что интересовало меня все время. Город, где я жила – русскоговорящий. В Донецкой области практически во всех городах и селах преобладает русскоговорящее население. А украинский язык меня привлекал еще со школы. Мне было интересно углубиться в его изучение. Знаете, большинство людей выбирают педагогический университет не из-за того, что им это нужно в дальнейшем, а потому что так сложилась ситуация. Я же, в свое время при поступлении, выбирала между Мариуполем, Донецком, Харьковом и Бердянском. А так, как Бердянский педагогический университет выпускал специалистов широкого профиля (это указывалось в дипломе), то выбор мой был очевиден. В итоге я учитель украинского языка, зарубежной литературы и английского языка. А в другом университете изучала бы только одно направление.
- Пробовали ли Вы работать в школе или об этом не думали?
- Еще будучи студенткой, я преподавала, проходя педагогическую практику в местных школах. Впечатления остались хорошие. Я не могу сказать, что я бы не пошла работать в школу, если бы подвернулась такая возможность. Просто так сложилась жизнь. Когда училась на магистратуре на факультете управления учебными заведениями, я встретила человека, который работает директором в БДЮТ. Мне предложили должность, от которой я сначала долго отказывалась.

Воспитатель со своими воспитанниками в ДУОиО «Факел» 
- А что Вас останавливало начать свою трудовую деятельность с руководящей должности?
- Я была уверенна, что человек, который только что закончил обучение в университете, не может быть сразу завучем и руководить людьми, старшими за себя в два-три раза. Мне пришлось преодолеть сложный путь, демонстрируя свои навыки и желание трудиться. Но в конечном итоге я работаю в Бердянском доме юношеского творчества, где вместе с опытными педагогами, стараюсь завлекать детей города к искусству, развивая в них творческие, спортивные и тягу к экологическим и культурным навыкам. 
- По-вашему мнению сложнее работать со взрослыми или с малышами?
- За все годы работы во внешкольном заведении и детских лагерях могу с уверенностью сказать, что с детьми лучше. Есть четкая уверенность в том, что, отдавая всего себя детям, получаешь взамен отдачу в виде незабываемых эмоций. А счастливые глаза, детская искренность и непосредственность покоряют наши сердца. Со взрослыми же немного тяжелее. У каждого много дел, своих личных проблем, семейных разногласий. Дети живут сегодняшним днем и все веселье, и неудачи переживаются легче. Я не скажу, что работать с детьми легче, но то, что интересней – сто процентов.
- Как найти общий язык с детьми?
- Ставить себя на их место. Я отношусь к детям как ко взрослым людям. Мне не стыдно извиниться перед ними, если я была слишком строгой или сделала какие-то поспешные выводы. Я не перебиваю детей, когда они отвечают. Я не отношусь к ним предвзято сколько бы раз они пропустили занятий до этого. Каждый день — с чистого листа. Все котики, все молодцы. И неважно, что было вчера, неделю или месяц назад. Кажется, дети это понимают и отвечают взаимностью.
- Помимо внешкольных учреждений, вы упомянули работу в детских лагерях. А в каких именно учреждениях вы работали и как к этому пришли?
- В 2014 году, учась в университете, я решила поработать с детьми, чтобы понять нужно ли мне это и как это вообще происходит. Было четыре одногруппницы (я в том числе), которые коллегиально решили попробовать свои силы и понять стоит ли нам продолжать обучение в педагогическом направлении. Случайным образом выбор остановился на лагере «Факел». И уже летом я работала с детьми, возрастом 8-9 лет. Знаете, это было тяжело, но интересно (улыбается).
Работа с переселенцами: ТРК «Украина» (2014 г.) 
- Все мы знаем, что в Украине с 2014 года начали происходить трагические события, которое, наверное, разделили жителей Донбасса на до и после. Как все это повлияло на Вашу жизнь, что изменилось?
- Вы знаете, время идет, и оно лечит, но все мы к чему-то привыкаем. После летнего сезона я продолжила работу в лагере. Меня назначили ответственной за этаж одного из корпусов. К нам тогда приехали люди-переселенцы. Я работала непосредственно их воспитателем-руководителем. Это был тяжелый период жизни. Особенно, когда ты сам с Донецкой области, переживаешь за ситуацию. Родители, брат, родственники и близкие – все в одном месте, привязаны к чему-то, не могут уехать, сидят по подвалам с одной свечкой, потому что ничего не успели с собой взять. Так сложилось, что мы все, кто работал с переселенцами, сами были переселенцами. То есть у нас работала команда с 10 человек, и мы все были с Донецкой или Луганской области. Не было ни одного человека, который, скажем так, не понимал бы что это такое, не почувствовав на своём горьком опыте. Но ты на работе, поэтому должен с этими мыслями попрощаться и развлекать людей, танцевать и веселиться перед теми, кто оттуда выехал. Наверное, это самое сложное было в тот момент. Тяжело было свыкнуться…
- Было ли желание все бросить?
- Было… Но я осталась работать. Во-первых, была сложная финансовая ситуация. Я понимала, что, несмотря на то, что училась на повышенной стипендии (прим.-1200 гривен), мне бы этих денег не хватило для того, чтобы снимать себе жилье. Ну, а во-вторых, я же не знала тогда, кто к нам в лагерь приедет. Не было известно никому, кто это будет: семьи, дети или только взрослые. Но так сложилось, что приехали разновозрастные люди от 3 месяцев до 87 лет. Детей водили в школу №7 на занятия, после чего мы работали с ними, как педагоги - учили уроки. При этом готовили развлекательное мероприятия и каждый вечер всех веселили, придумывая совместные постановки и сказки. В то же время мы были для детей и нянями. А все потому, что их родители днем уезжали решать свои вопросы по документам, переселению, оформлению различных выплат. Ну, а для взрослых организовывали различные мастер-классы. Лично я преподавала уроки по степ-аэробике, проводила интересные занятия. Наверное, с этого и началось мое возвращение к хореографии.
Работа в доме творчества (БДЮТ)
- Танец – это всегда история. Как перевести слова, образы, идеи на язык тела?
- Посмотрите на маленьких детей, как они общаются между собой, не произнося ни единого слова - это удивительные способности. Как можно без слов попросить что-то, понравиться, не обидеть, делать что-то совместно и при этом чтобы было интересно? Хореография – это то же самое! А мы почему-то думаем, что это что-то особенное. Потому что мы просто не можем вспомнить, как мы общались с другими в раннем детстве. Без слов. А ведь это очень глубокие и полезные знания. Во взрослом возрасте, при общении с другим человеком, мы можем узнать его истинные намерения по жестам – движению головы, положению тела и другим. Слова врут, язык тела – нет. Распознавать и читать этот язык тела можно научиться только со временем. Никакие теоретические знания в этом не помогут, без практического опыта они все равно будут поверхностными и неполноценными.
Занятия по хореографии под руководством Анжелы Карпусь 
- Как у вас рождаются идеи танцевальной постановки?
- Это сложный процесс. Чаще всего, здесь имеет место эгоистическое начало, потому что ты пытаешься выразить в творчестве то, что тебя беспокоит, что ты чувствуешь на данный момент. При передаче своих чувств в творчестве очень важен жизненный опыт – все, что когда-то читал, наблюдал, с кем общался, и ассоциативное мышление, которое может все это превратить в образы.
- Вы не только учитесь сами, но и преподаете. Какие основные принципы преподавания вы выработали за годы работы в этой сфере?
- Со своими детьми я работаю в условиях абсолютной честности. Если они не будут мне доверять, я не смогу их направить, указать на ошибки. Своевременная похвала и конструктивная критика - залог новых взлетов и свершений моих воспитанников.
- А как вы справляетесь с трудностями, как мотивируете детей перед выступлениями?
- Очень важно трудолюбие. Помню слова моей первой наставницы Веры Васильевны, которая всегда мне говорила: «Единственная мысль во время выступления в твоей голове может быть только одна – я лучше всех, я могу делать то, что я хочу, если люди пришли смотреть, то только на меня». Понимаете, если меня поставили на это место, значит я что-то могу, иначе я бы не участвовала в этой постановке или не занимала бы своей должности. Перед трудностями я всегда вспоминаю эти слова, которые помню дословно. Это девиз, своего рода мотивация. Именно его, будучи уже педагогом, я повторяю своим детям каждое занятие. Ведь не важно, что ты помнишь, что забыл уже во время выступления. А важно то, какое у тебе лицо, о чём ты думаешь, а думать всегда должен о том, что ты лучше всех! Тогда обязательно все получиться.
- Вы человек, который занимается различной деятельностью. Как Вам удается везде преуспевать?
- Приходиться чем-то жертвовать…Современный мир – это быстрый поток информации и смена мест, где нам все приходится совмещать: работу с отдыхом, отдых с другой работой, а ее с личной жизнью, на которую постоянно не хватает времени. Слава Богу, мой муж ещё молодой и всё понимает!
Театральное действие: Анжела КАРПУСЬ в главной роли
- Будучи педагогом, воспитателем, хореографом, методистом вы отдаете себя труду. Остается ли время на отдых, может у вас есть какие-то увеличения, хобби? 
- Смена деятельности – это и есть мой отдых. В свое свободное время я посвящаю себя вышивке. На досуге творю шедевры – вышиваю свадебные рушники. А еще люблю скоротать время за чтением книг. У меня очень большая библиотека. Я перевожу её постоянно с квартиры на квартиру. Всегда пополняю коллекцию, покупая новые книги, вообще я очень люблю читать и переосмысливать прочтенное. Много сокровенного возможно найти между строк любимых произведений, которые способны помочь задуматься о главном в жизни.
- А что самое важное в жизни?
- Главное понимать, чего вы хотите. Ведь жизнь быстротечная, мобильная и динамичная. Вы даже не успеете понять, как она на половину пролетит. Вам еще предстоит найти свое место в мире, понять свое призвание, но главное ценить и уважать самого себя. И конечно же помнить, что «я лучше всех, я могу делать то что я хочу, если люди пришли, то они пришли смотреть на меня». Развивайтесь и тогда обязательно добьётесь успеха!
Справка: Анжела Сергеевна Карпусь родилась в г.Волноваха Донецкой области. Окончила Бердянский государственный педагогический университет, филологический факультет. В педагогике - с 2013 года. С 2014 г. – активист, хореограф, воспитатель и методист детского учреждения оздоровления и отдыха «Факел» (г.Бердянск). С 2017 г. – заместитель директора по учебно-методической работе БДЮТ. 
Интервью подготовили: Милена МАТУСЕВИЧ, 
Маргарита КОЧЕТКОВА
Фото – Константин САМОЙЛЕНКО

Немає коментарів:

Дописати коментар